Аналитики сообщают, что в наши непростые времена подфартило не только продавцам масок и антисептиков. Среди тех, кому мировая короназаваруха на руку, - продавцы стройматериалов. Находясь в добровольно-принудительном заключении, мы очень четко осознали: наши дома - действительно наши крепости. И многие начали вовсю обустраивать квартиры и дачи, выяснив, что многие строительные магазины и не думали закрываться. А в мае, когда уже все строймаркеты распахнули свои двери, спрос на товары для стройки и ремонта подскочил аж на треть.
Однако в области качества стройматериалов в России, увы, все довольно сыро. Европейский техрегламент "О безопасности строительной продукции" до сих пор не принят, единой системы стандартизации нет - в общем, пора давно закрутить гайки. А то ведь даже обычная строительная смесь - и та просто какой-то кот в мешке. А на рынке россыпь некачественной, фальшивой и в итоге даже опасной продукции.
Москва. Строительный рынок. Продавцы и не скрывают, что шансы купить здесь подделку 50 на 50. Взять, например, строительный клей. Вера в способности клея держится лишь на честном слове продавца. На упаковке хоть и есть знак соответствия, но к нему должна прилагаться ссылка на ГОСТ. А вот ее-то как раз нет.
Увы, строительные материалы подделываются, как и продукты. Внешне очень сложно отличить. Нужно его купить. А как только ты его купил - все, производитель недобросовестный, который подделывает, выполнил свою функцию, продал, а потом исчез. А ведь именно из-за такой халтуры и рушится штукатурка, отваливается плитка, разъезжаются кирпичи. |
Если учесть, что по итогам 2019 года объем продукции, оборачивающейся на рынке, составил около 10 миллионов тонн, то соответственно, около 3 миллионов тонн это продукция, которая является либо фальсифицированной, либо контрафактной продукцией.
Вот из чего, к примеру, состоит плиточный клей. Песок - почти 60%. На нем мошенники не экономят. Еще треть - особый цемент, часть которого часто подменяют золой, алебастром и глиной. Дешево и очень сердито. Будет хорошая клеевая консистенция, но прочности не будет.
Главные пункты экономии: горсть полимера по 11 копеек за грамм и щепотка эфира целлюлозы. Это самые дорогие компоненты смеси, потому что их стоимость за килограмм может быть несколько сотен рублей. Вместо этого подсыпают обычную пшеничную муку. Если вы решите приклеить плитку таким контрафактным клеем, она продержится всего несколько месяцев, не больше.
Часто ли можно встретить на рынке такой суррогат? Вместе с экспертом вскрываем самый дешевый мешок клея 25 кг за 160 рублей. Фракция песка крупновата. То есть она явно выделяется из общего фона. Явный брак! А вот мешок подороже - за 200. Но проблемы те же. Есть сгустки песка в продукции, что говорит о невысоком качестве данного продукта. Средняя цена на такой вид продукции - порядка 300 рублей.
А вот другой хит продаж в строймагазинах - пенополистирол. Хотя то что его все еще продают и покупают, по словам химиков, странно. Загорается моментально. Оранжевое пламя, черный дым, и плав горит. Использовать этот материал для отделки жилых помещений запрещено по закону. Пожарный надзор просто не примет здание с пенополистиролом в эксплуатацию. Но кто узнает, когда речь идет о частном доме или квартире? Вот продавцы и впаривают этот дешевый утеплитель всем, кто хочет сэкономить. |
Один из самых смертоносных пожаров в России в пермском клубе "Хромая лошадь". Огонь охватил всего 5 квадратных метров, но этого хватило, чтобы за считанные минуты погибли 156 человек. А все потому, что скрытый под декоративной отделкой пенополистирол при горении выделяет смертоносный яд - фосген. Этот газ еще во время Первой мировой использовали как химоружие. Но если бы не трагедия в Перми, то пенополистирол и не запретили бы. Как не запретили и другие заслуживающие этого стройматериалы, о горючих свойствах которых многие покупатели и не догадываются.
Для начала с помощью газовой горелки сымитируем возгорание в квартире. По очереди проверим пять образцов. Температура пламени - 700 градусов. Такая же у тлеющей сигареты, оставленной без присмотра.
Три минуты, и сайдинг сдается. Говорят, нет дыма без огня, а тут - дыма очень много. Сайдинг вспыхивает при первом же порыве ветра. А значит, он вовсе не огнестойкий. Под сайдингом, как правило, теплоизоляция. У нее тоже сертификат полной негорючести.
Определение "негорючий" - на упаковках часто пишут "НГ" - означает, что материал вообще не воспламеняется. Ни от чего. А также, что при нагревании он не выделяет токсичных веществ, от которых можно задохнуться или получить сильное отравление. Если же материал подхватывает пламя огня, то по специальной классификации технического регламента он считается горючим, и на таком должен быть один из этих значков: "Г1", "Г2", "Г3" или "Г4". То есть слабо-, умеренно-, нормально- и сильногорючий.
Пусть и с разной интенсивностью, но все образцы поддерживают огонь. А значит, в этих материалах нет огнезащитных компонентов антипиренов и ингибиторов, которые должны тормозить горение. Теплоизоляция от пламени горелки сразу скукоживается. Но ведь не горит! И даже когда огонь охватывает лист, материал лишь уплотняется, но отражает атаку.
А вот гипсокартон, который гож и в квартирах, и в частных домах, кажется, вообще не заметил, что его пытаются поджечь. Пять минут под огнем... Но в угли превратилось лишь верхнее покрытие, сам же материал цел и невредим. Впрочем, это неудивительно - ведь, по данным специалистов, любой гипсокартон по определению огнестоек и не нуждается ни в специальной маркировке, ни в повышенной цене.
А сейчас на очереди монтажная пена. Сгорит ли она? О, горит сразу. Более того, она еще и сильно коптит. А большинство людей при пожарах погибают именно от удушья.
Ну и проверим немецкие флизелиновые обои. По европейской классификации, благодаря композитному сочетанию целлюлозы и полимера, они вроде как могут только тлеть. И действительно - сначала обои не подхватывают горение. Но в условиях реального пожара, когда огонь будет пожирать мебель, бытовую технику и книги, разгоревшись до тысячи градусов, обои превратятся в пособника трагедии.
Источник: Потребительский проект «НашПотребНадзор»